Математический мастер-класс «от простого к сложному»!

20 марта 2019 года в МУ ДО «Малая академия» состоялся практикоориентированный мастер-класс по теме «Нестандартные математические задачи: от интеллектуальных состязаний к итоговой аттестации».

Мастер-класс проведён в соответствии с планом работы муниципальной сетевой инновационной площадки (МСИП) по направлению «Модели воспитательно-образовательного процесса в обучении детей с особыми образовательными потребностями в образовательных организациях города», действующей на базе МУ ДО «Малая академия» с 2017 года.

На мероприятии присутствовали представители общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, образовательных организаций, имеющих статус МСИП, заинтересованных в сетевом взаимодействии и главный специалист отдела развития образования МКУ КНМЦ Наталья Маратовна Овсянникова.

 

Открыл работу практикоориентированного мастер-класса по теме «Нестандартные математические задачи: от интеллектуальных состязаний к итоговой аттестации» директор МУ ДО «Малая академия» Алексей Александрович Оробец. Он поприветствовал участников, представил выступающих мастер-класса, а так же обозначил цели и задачи мероприятия. Алексей Александрович рассказал об особенностях работы с интеллектуально одарёнными детьми и о роли математики в удовлетворении особых образовательных потребностей учащихся.

 

Первый пункт программы мастер-класса представил приглашенный гость, Андрей Викторович Колчанов, заместитель директора по УМР МБОУ СОШ № 89 города Краснодара. Он рассказал об организации сетевых образовательных событий в системе межшкольного взаимодействия. К сотрудничеству в рамках сетевой информационно-образовательной среды школы № 89 приглашаются все образовательные учреждения города. Формы сотрудничества могут быть различными: межрегиональные интернет-олимпиады, дистанционные курсы, фестиваль юных математиков, сетевые математические бои, диагностика уровня развития, межрегиональная методическая сеть.

 

Об организации работы с одаренными детьми средствами математических состязаний на начальном этапе освоения программы для школьников 5–6 классов рассказала Галина Михайловна Шнеер, педагог дополнительного образования МУ ДО «Малая академия». Начальный этап обучения является одним из самых важных во всем процессе, так как именно сейчас школьники наиболее восприимчивы к обучению, любознательны, и легко впитывают все новое. Игровой и соревновательный подход к организации занятий помимо получения необходимых знаний и опыта, развивает такие необходимые качества, как умение слушать оппонента, умение аргументировать свое мнение, а также развивает способность справляться с трудностями и взаимодействовать в команде.

 

В программе мастер-класса была заявлена демонстрация фрагмента соревнования «Математический аукцион». Под руководством Галины Михайловны Шнеер учащиеся разделились на две команды, выбрали капитанов и увлеченно решали предоставленные им задачи. Невозможно заранее предсказать ход игры, и, наши гости стали свидетелями того, как команде «Арифметики» никак не удавалось продемонстрировать свои решения, или, в соответствии с правилами игры, улучшить решения соперников — команды «Пифагорики» (задачи математического аукциона предполагают много различных решений, некоторые из которых ценятся выше других). Запланированное время подошло к концу, и, к большому сожалению учащихся, на задаче № 3 пришлось прервать соревнование. Было обещано ребятам дать возможность доиграть на одном из занятий кружка. В этот раз игра окончилась со счётом 450:190 в пользу «Пифагориков». Все дети очень хорошо потрудились, и, конечно же, получили сладкие призы.

 

О роли летних математических школ в реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся рассказала Наталья Владимировна Локтева, педагог дополнительного образования МУ ДО «Малая академия». Гибкие программы летних школ позволяют апробировать новые педагогические технологии и формы работы с одаренными детьми, реализуя индивидуальный подход. В рамках подобных программ есть возможность изучать темы, не изучаемые в общеобразовательной школе или изучаемые недостаточно глубоко, но интересные обучающимся.

 

Далее слово было предоставлено Светлане Юрьевне Евдоченко, педагогу дополнительного образования МУ ДО «Малая академия». Она выступила перед коллегами с сообщением «Нестандартные задачи. От простого к сложному. Из опыта работы». Светлана Юрьевна напомнила о том, что занятия в МУ ДО «Малая академия» строятся с учетом требований ФГОС, так как главной целью является развитие ребенка и возможность построить индивидуальную образовательную траекторию с учетом интеллектуальных потребностей самого ребенка.

 

Участникам мастер-класса была предоставлена возможность на примерах решения 10 заданий по теме «Свойства четности суммы» проследить, как именно сочетание теории и практики приводит к приобретению устойчивых навыков, которые учащиеся могут применить при решении как простых и олимпиадных задач, так и при решении заданий итоговой аттестации базового и профильного уровней. Сообщение было интересным, содержательным и эмоциональным.

 

Наталья Владимировна Лесниченко, педагог дополнительного образования МУ ДО «Малая академия», имеющая большой опыт работы со старшеклассниками, в своем выступлении «Индивидуальные образовательные потребности учащихся: от классических олимпиадных задач к задачам повышенной сложности итоговой аттестации» рассказала о связи задач повышенной сложности ЕГЭ профильного уровня (задач № 19, так называемых «олимпиадных» задач) с реальными олимпиадными задачами. Как было показано на сравнительных примерах, уровень сложности этих задач, правда, применительно к первым двум пунктам, на самом деле не выше 7–8 класса. Поэтому имеется несомненная польза от занятий в математических кружках младших школьников, например, хотя бы ввиду долговременной перспективы в плане ЕГЭ.

 

Завершилась работа рефлексией. Наталья Маратовна Овсянникова, главный специалист отдела развития образования МКУ КНМЦ, подвела итог мероприятия, прокомментировала содержание и организацию мастер-класса.

 

Приглашённые участники положительно оценили представленную программу мастер-класса и оставили отзывы: «Спасибо большое! Всё очень понравилось. Виден уровень организации и подготовки педагогов» (Н. П. Скворцова, педагог дополнительного образования ЦДТТ «Юный техник»), «Всё было очень интересно. Спасибо за рассказ о математическом аукционе (обязательно попробую)» (А. И. Есина, учитель математики СОШ № 45), «Очень содержательно и интересно!» (Н.Г. Полторацкая, учитель математики СОШ № 61).

 

МУ ДО «Малая академия» готово к сотрудничеству с образовательными организациями в рамках направления МСИП «Модели воспитательно-образовательного процесса в обучении детей с особыми образовательными потребностями в образовательных организациях города».

 

Мария Владимировна Попова,
заместитель директора по организационно-массовой работе,
сетевой тьютор МСИП