Педагоги тоже учатся

С 13 по 19 июня 2023 года в Образовательном центре «Сириус» проходила программа повышения квалификации «Математический кружок в 4–7 классах: методики преподавания», в которой приняла участие педагог МУ ДО «Малая академия» Наталья Владимировна Локтева. Организаторы пригласили нашу коллегу на обучение по итогам дистанционного конкурсного отбора, а он оказался весьма непростым: поступило около 350 заявок, а участниками стали 100 человек из 42 регионов.

 

Учителя познакомились с опытом и технологиями работы педагогов сильнейших кружков России, руководителей и ведущих преподавателей математических программ Образовательного центра «Сириус», среди которых были члены Центральной предметно-методической комиссии и члены жюри ВсОШ.

 

Основа математики – это вовсе не умение быстро и безошибочно решать примеры и типовые задачи или оформлять решение стандартным способом, как полагают многие. Первоочередная задача учителя – сформировать навыки строгих логических рассуждений, критического мышления, изучить основные методы математических рассуждений и доказательств. Эти умения широко применяются в дальнейшем не только при изучении предметов естественнонаучного цикла, но и в гуманитарной области. Основы для подобных навыков необходимо закладывать в 4–7 классах, когда у детей уже появляется способность к восприятию абстрактных структур и взаимосвязей между ними, но еще не стартовала полноценная предметная нагрузка в школе и интенсивный цикл подготовки к олимпиадам и экзаменам. Главное в педагогическом процессе – создание творческой среды для поддержки талантливых учащихся.

 

На образовательной программе «Сириуса» был рассмотрен теоретический материал по особенностям возрастного восприятия и представлены методические разработки учебных модулей и отдельных уроков. Участникам рассказали, как эффективнее познакомить учеников 4–7 классов со сложными логическими и общематематическими понятиями и методами рассуждений на осязаемых примерах, для того чтобы у педагогов появилась возможность скомпоновать одногодичный или даже двухгодичный курс олимпиадной математики для начинающих.

 

Очень интересна оказалась и методическая копилка по игровым формам проведения занятий. Особо рассматривался вопрос, чему не надо учить школьников – эта проблема с расширением системы кружков становится все более актуальной. Много внимания на программе было уделено основным методам рассуждения, которые должны быть освоены на занятиях кружка 1–2 года обучения. Руководители ведущих математических кружков России поделились методиками преподавания соответствующих тем на основе результативного опыта. Формы занятий были самые разнообразные: лекции, семинары, тематические беседы, мастер-классы, педагогические мастерские, самостоятельная индивидуальная и групповая работа. Живое общение в рамках круглых столов позволило обсудить насущные проблемы математического образования.

 

Несмотря на напряженный график занятий, слушатели курсов получили огромное удовлетворение от обмена опытом и командной работы. Это была уникальная возможность пообщаться с коллегами из разных регионов нашей страны. Благодарим руководство «Малой академии» за предоставленную нашим педагогам возможность принять участие в столь интересных и полезных программах повышения квалификации!

 

 

Светлана Владимировна Фролова,
методист