Школьные олимпиады во время Великой Отечественной войны

9 мая 2024 года мы отметили 79-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне. Это были сложные 4 года для нашей страны, но даже в такое время дети продолжали учиться, а преподаватели находили возможность поддерживать начинания одарённых ребят и организовывать для них олимпиады. Особенности школьного образования в военные годы, как и самих олимпиад, в целом сильно отличались от привычных нам сегодня. Тетрадей и бумаги не хватало, поэтому школьники записывали уроки на старых газетах, ненужных документах или бумажных мешках, которые разрезали, сшивали и линовали. Чернил и карандашей тоже было недостаточно, вместо них школьники использовали уголь и свекольный сок.

 

 

Похожая ситуация была и с учебниками: чаще всего на один класс из 30–40 человек приходилось всего несколько книг, которые по-настоящему берегли. Занятия для школьников проходили в три смены: с самого утра и до поздней ночи. Именно в военные годы были установлены знакомые современным школьникам принципы, например, пятибалльная система оценивания, обязательные выпускные испытания и вручение золотых медалей лучшим ученикам.

 

 

Олимпиадная традиция, заложенная ещё в 1935 году, сохранилась и в военное время. Подтверждено, что проводились олимпиады по ряду технических и естественнонаучных предметов: математике, физике и химии. Собранные по кусочкам олимпиады военных и околовоенных лет — не только свидетельство высокого уровня школьного образования, но памятник сильному духу и стойкости наших людей.

 

 

Доподлинно неизвестно, но считается, что в 1942–1943 годах Московская олимпиада школьников по физике не проводилась. Её попросту некому было организовать: сотрудников физфака МГУ эвакуировали в октябре 1941 года сначала в Ашхабад, а с июня 1942 – в Свердловск (ныне Екатеринбург). Но уже в 1944 году в Москве провели очередную, четвёртую олимпиаду по физике. Это единственное интеллектуальное соревнование, которое проводилось в военное время, и условия которого сохранились. Они по сей день доступны в книге «Задачи московских городских олимпиад по физике 1986–2005. Приложение: олимпиады 2006 и 2007» (Издательство МЦНМО, 2007).

 

 

Эта олимпиада была рассчитана главным образом на учащихся 9 и 10 классов. Однако в ней принимали участие также и школьники помладше, из 7 и 8 классов. Перед первым туром профессор С. Э. Хайкин прочитал лекцию по гидро- и аэростатике, гидро- и аэродинамике. Перед вторым туром была лекция профессора Г.С. Ландсберга об электричестве и магнетизме. Задачи, предложенные на олимпиаде, являются вопросами к этим лекциям.

 

 

Вероятно, во время эвакуации была проведена еще одна олимпиада, но никаких документов о ней не осталось. Её возможное существование подтверждает следующий факт. Если считать, что олимпиада проводилась в 1939, 1940, 1941, 1944, 1945 годах и далее ежегодно, то олимпиада 2005 года должна была бы иметь номер 65, а официально она проводилась как 66-я. Конечно, это может быть результатом допущенной когда-то арифметической ошибки. Также возможно, что в годы войны (1942, 1943) на самом деле была проведена ещё одна олимпиада, от которой «сохранился» только номер (а остальные материалы не найдены).

 

 

По той же причине, из-за переезда МГУ из Москвы во время боевых действий, в 1942–1944 произошёл трёхлетний перерыв в проведении Московских олимпиад по математике. В эти годы московские математики провели состязания в Ашхабаде и Казани.

 

 

Вторая мировая война приостановила развитие олимпиад по химии, как и по другим предметам, но уже с 1944 года по инициативе химического факультета МГУ стали возрождаться довоенные традиции. В том же году была проведена I Московская городская химическая олимпиада школьников.

 

 

В 1943 году в Ленинграде Городской отдел народного образования организовал Олимпиаду детского творчества, которая включала, в числе прочих, соревнования по химии. Понятно, что в то блокадное время нелегко было привлечь школьников к участию в данном мероприятии – свои работы (а тогда олимпиада проводилась в форме собеседования по докладам) представили только 20 человек.

 

 

Удивительный подвиг совершил советский народ, но не менее удивительно, что даже в те тяжелые военные годы научные работники и энтузиасты проводили школьные олимпиады и поддерживали знаниями одарённых детей, из которых впоследствии выросли талантливые учёные.

 

 

Образовательный центр «Сириус» ко Дню Победы проводит мультипредметную олимпиаду по заданиям военных лет.

Разборы заданий можно посмотреть на сайте образовательного центра «Сириус»:

- олимпиада 2023 года https://siriusolymp.ru/9may/2023

- олимпиада 2024 года https://siriusolymp.ru/9may/tasks

 

 

По материалам сайта ОЦ «Сириус» https://siriusolymp.ru/9may/about

и сайта «Олимпиада.ру» https://olimpiada.ru/article/480

 

Фото:

1. Урок естествознания в блокадном Ленинграде, 1941

2. Урок в ленинградском бомбоубежище. 1942

3. Урок на крыльце разрушенной немецкими обстрелами школы в блокадном Ленинграде. 1943

4. Дети за партами разрушенной школы в Сталинграде. Весна 1943

 

 

Наталья Владимировна Локтева,

педагог дополнительного образования