Такая разная биология: о чём не говорят в школе

В рамках сетевого взаимодействия в реализации летних программ «Малой академии» и общеобразовательных учреждений Краснодара сегодня в лицее № 48 перед учащимися 5–7 классов выступил педагог дополнительного образования Андрей Валерьевич Тальянский.

 

Не секрет, что школьная биология, как и многие другие предметы естественно-научного цикла, не способна охватить весь спектр биологических знаний, особенно современных. Конечно, перед школой и не стоит задача научить всему, что уже давно или только что стало известно научному сообществу, но за пределами образовательных программ остаются многие и многие замечательные и очень важные факты из мира живых существ. О том, про что не говорится в школе, рассказал наш педагог.

 

Предлагаем нашим читателям ответить на такие вопросы:

  • Почему малюсенького краба-боксёра боятся даже большие рыбы?
  • Как охотится на мелких рачков лежачая медуза Кассиопея андромеда?
  • Можно ли по своему хотению не стареть и стать бессмертным?
  • Умнее ли человека грибы?
  • О чём именно разговаривают растения друг с другом?
  • Сколько в человеческом теле нечеловеческого?

 

Ждём ответы на нашей странице ВКонтакте.

 

Обсуждая эти и подобные им темы, Андрей Валерьевич стремился показать ребятам всю красоту, сложность, разнообразие и уникальность живых организмов, обращал их внимание на то, что настоящая биология не исчерпывается скупыми параграфами учебников. К удовольствию преподавателя это вызвало у собравшихся неподдельный интерес, учащиеся засыпали выступающего вопросами, и времени на проведение планировавшегося в рамках мероприятия театрализованного действия, посвящённого некоторым аспектам внутренней жизни клетки, просто не осталось. Однако вовсе без весёлых сценок не обошлось.

 

Рассказывая о сложном поведении даже самых простых, казалось бы, существ, Андрей Валерьевич предложил учащимся инсценировать один опыт с инфузорией. При этом саму инфузорию сыграл педагог, а учащиеся стали экспериментаторами. По условиям эксперимента, в сидячую инфузорию-трубача «стреляли из пушки» — направляли в её сторону раздражающие её мелкие частицы. В общем, ребята кидались в преподавателя шариками из бумаги и смотрели, как по-разному «инфузория» может на это реагировать и от чего её реакции зависят. Опыт привёл не только к улыбкам, но и к довольно неожиданным выводам: поведение инфузории, в некотором смысле, по сложности не уступает даже поведению высокоорганизованных животных.

 

Если вы хотите узнать об этом подробнее, вам стоит подумать о том, чтобы начать обучение в «Малой академии» (если вы, конечно, ещё не являетесь членами нашего дружного коллектива юных «академиков»). С ребятами из лицея № 48 мы уже договорились продолжить общение!

 

Кристина Армэновна Овсепян,
педагог-организатор


P. S. Ответы на вопросы будут опубликованы позже.