Учиться со вниманием к живой природе

Современное биологическое образование не может обходиться без утверждения первоочерёдности задачи сохранения человеком живой природы, поскольку от этого зависит само существование и развитие человеческой цивилизации. Недаром экология стала не только одной из наиболее важных научных дисциплин, тесно связывая собственно биологию со многими другими областями естествознания, но и обязательным объектом постоянного внимания государства и общества. Если заглянуть в календарь, то мы увидим десятки международных и региональных дней, посвящённых тем или иным аспектам охраны природы.

 

6 октября отмечают Всемирный день охраны мест обитаний. Биолог, как никто другой, понимает, что существование любого живого организма зависит от условий внешней среды, в том числе, места его обитания. При этом говорят, что организм приспособлен, или адаптирован, к каким-то конкретным условиям обитания, и если эти условия изменяются, то благополучие или даже сама жизнь организма могут оказаться под угрозой. Поэтому для разработок эффективных мер по защите живой природы требуется безусловное знание механизмов и границ приспособленности тех или иных биологических видов.

 

Таковая ответственность выражается в выделении из хозяйственной деятельности человека, полностью или частично, участков земли или водной поверхности в особо охраняемые природные территории (ООПТ). Наиболее крупными из них – с самыми строгими мерами по охране – являются государственные заповедники, первым из которых в России стал организованный ещё в 1916 г. Баргузинский заповедник на Байкале. В настоящее время в нашей стране насчитывалось более 12 тысяч ООПТ федерального, регионального и местного значения, общая площадь которых составляет до 14% от площади территории Российской Федерации. Природоохранная деятельность в нашей стране охватывает десятки тысяч людей, профессионалов и волонтёров. Их заслуги отмечаются и на государственном уровне – 14 октября в России отмечается День работников заповедников и национальный парков.

 

15 октября учащиеся объединения «Горизонты биологии» (руководитель педагог дополнительного образования Андрей Валерьевич Тальянский) провели очередное выездное учебное занятие – экскурсию по особо охраняемой природной территории города Краснодара «Лесопарк «Краснодарский».

 

Будущий специалист в области экологии и природопользования, студент 4 курса Института географии, геологии, туризма и сервиса Кубанского государственного университета Нвер Петросян рассказал ребятам об истории заповедного дела в России, общих принципах охраны природы, особенностях ООПТ разных категорий и уровней, заповедниках Краснодарского края. Особое внимание было уделено специфике охраны природных территорий в городских условиях, правильном использовании их рекреационного потенциала, просветительской работе среди населения.

 

Важность последней ребята оценили с первых минут экскурсии. К сожалению, территория лесопарка «Краснодарский» изобилует следами человеческой деятельности, идущей вразрез со статусом ООПТ. На некоторых участках соседние кострища разделяли буквально метры – а всего их насчитали более трёх десятков. Находились даже заботливо оставленные на будущее переносные мангалы. Мусор, в основном, пластиковый, быстро занял все взятые с собою мешки для его сбора. Эта экологическая акция, конечно, хотя и совсем маленькая, немного утешила ребят, удивлённых состоянием парка. Общим мнением было решено провести оценку текущего рекреационного состояния и потенциала лесопарка «Краснодарский» с применением существующих научных методик.

 

Отдельно хочется сказать о том, что в экскурсии приняли участие родители многих учащихся, благодаря которым, в том числе, можно надеяться на более широкое распространение природоохранных идей среди нашего населения. Как был немного переиначен Николай Алексеевич Некрасов одним из представителей родительской общественности – «биологом можешь ты не быть, но природу беречь обязан!»

 

Андрей Валерьевич Тальянский,

педагог дополнительного образования