22 и 25 октября на мероприятиях XVIII конкурса инновационных проектов образовательных организаций муниципального образования город Краснодар был представлен отчёт муниципальной сетевой инновационной площадки МУ ДО «Малая академия» за 2018/19 учебный год.
Сетевой инновационный центр работал в рамках направления инновационной деятельности «Модели воспитательно-образовательного процесса в обучении детей с особыми образовательными потребностями в образовательных организациях города». Целевая категория этого направления в проекте рассматривалась достаточно широко и включала как обладающих ярко выраженными способностями детей, так и школьников, наделённых потенциальными, «скрытыми» интеллектуальными и творческими задатками, в том числе тех, кто лишён возможности проявить себя, поскольку оказался вне интенсивной образовательной среды.
В своей работе коллектив МУ ДО «Малая академия» опирался на разработки трёх проектов МИП и проекта КИП: специфическую модель образовательной деятельности, включающую эффективную систему поиска, выявления и сопровождения академически и интеллектуально одарённых учащихся и модель поливозрастного научно-исследовательского сообщества с особым укладом взаимодействия и взаимоотношений детей и взрослых.
Планирование и организация мероприятий осуществлялись управленческо-педагогической командой. Адаптацию материалов инновационных проектов, организацию методической работы обеспечивала заместитель директора по учебно-методической работе Наталья Яковлевна Паскевич. Координацию взаимодействия осуществляла заместитель директора по организационно-массовой работе (сетевой тьютор) Мария Владимировна Попова.
Благодаря включению в команду представителей сетевого сообщества ряд мероприятий подготовлен по запросу партнёрских организаций, по проблематике коллективов и затруднениям отдельных категорий работников системы образования. Активное участие в работе МСИП принимали сетевые методисты — специалисты МКУ КНМЦ Наталья Маратовна Овсянникова и Татьяна Васильевна Рябошапко.
Первоначальный план работы сетевого центра МСИП на 2018/19 учебный год был переработан с учётом опыта партнёрских организаций (МАОУ гимназия № 23). Была разработана система мероприятий, направленных на сетевое распространение инновационных результатов деятельности и внедрение их в практику других образовательных организаций.
В структуре деятельности МСИП можно выделить два согласованных вектора: универсальный и специфический. По каждому из представленных направлений организовано внутриучрежденческое повышение квалификации на «малых» педагогических советах и в формате самообразования педагогических работников.
На педагогических советах рассмотрены вопросы организации инновационной деятельности, сетевого взаимодействия с партнёрскими организациями, осуществления сетевых образовательных проектов, переработки дополнительных общеразвивающих программ, реализации интегративных программ, развития системы выявления детской одарённости и другие. Основным фокусом самообразования педагогов стали особые образовательные потребности учащихся.
Именно сетевое взаимодействие образовательных организаций предоставляет широкие возможности для профессионального совершенствования каждого педагога. В течение 2018/19 учебного года в рамках деятельности МСИП были задействованы все доступные каналы распространения результативных практик образования: обучающий, коммуникационный, информационный, экспертный, отработана модель распространения результативных практик образования (описание модели и результативности её применения представлено в отчёте).
Активное участие в работе сетевого центра МСИП приняли 19 педагогов (76 % штатных работников). Ими было проведено 55 презентаций результативных практик на 25 специально организованных мероприятиях.
13 педагогов приняли участие в 22 конкурсах, в том числе в грантовых конкурсах: на соискание премий главы Краснодара в номинации «За высокие достижения в области основного общего и среднего общего образования» (Елена Олеговна Юревич) и в конкурсе на предоставление грантов молодым педагогическим работникам (Маргарита Викторовна Заикина). Результативным стало участие и в профессиональных конкурсах «Сердце отдаю детям» (Галина Михайловна Шнеер), «Воспитание в новой школе: поиск продолжается» (Неля Павловна Пуртова). Опубликовано 26 статей, 14 материалов на сайте «Инновационная инфраструктура» МКУ КНМЦ, опыт педагогов представлен в 88 публикациях сайта МУ ДО «Малая академия».
Информация о проведённых мероприятиях и мастер-классах педагогов МСИП представлена в нашем отчёте. На муниципальном уровне проведены методические мероприятия, ориентированные на различные категории участников: педагоги дополнительного образования, учителя школ, организаторы летних программ, проектной и исследовательской деятельности, молодые педагоги, руководители и заместители руководителей образовательных организаций.
По запросу партнёрской организации — МАОУ лицея № 48 был подготовлен и проведён совместный практикоориентированный педагогический совет «Развиваем молодые таланты вместе. Развитие исследовательских компетенций как инструмент реализации особых образовательных потребностей обучающихся».
Содержание деятельности, опыт организации взаимодействия МСИП легли в основу проблематики круглого стола «Выявление и развитие интеллектуальной одарённости в условиях сетевого взаимодействия» в рамках городской конференции педагогических работников «Национальный проект „Образование“: пути реализации в Краснодаре». Семь из девяти спикеров представляли партнёрские организации и саму «Малую академию».
Проведено два «дня открытых дверей» для слушателей курсов повышения квалификации Института развития образования. Тематика семинаров, мастер-классов формировалась по запросам слушателей курсов. В первом случае акцент был сделан на современных образовательных технологиях и практике их применения в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Во втором — руководителям и администраторам организаций дополнительного образования были представлены модели организации инновационной деятельности и методической работы, результативные практики реализации летней образовательной программы.
Такой формат работы МСИП найдёт развитие в работе стажировочной площадки ИРО «Методическое сопровождение организации образовательного процесса обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях организации дополнительного образования».
В отчёте МСИП описана модель сетевого взаимодействия, которое осуществляется с национальными образовательными программами, общественными организациями. Статус МСИП помогает нам развивать модель межшкольного научно-исследовательского центра во взаимодействии с Кубанским государственным университетом. Новым направлением может стать участие в проекте «Школы РАН» в качестве ресурсного центра повышения квалификации.
Продолжают развиваться партнёрские отношения с организациями, действующими в сфере образования, науки и культуры. Достигнуто соглашение о реализации совместных образовательных проектов с сочинским Центром творческого развития и гуманитарного образования. В Краснодаре партнёрская сеть включает десять гимназий, четыре лицея и семь общеобразовательных школ.
Будущим МСИП (возможно, нового проекта МИП) станет формирование на базе партнёрских организаций особых моделей взаимодействия, предполагающих реализацию образовательных программ в сетевой форме.
Говоря о результатах работы МСИП, нельзя не сказать о росте качества образования. Важным эффектом более широкого включения коллектива в инновационную деятельность, в работу по распространению результативных практик в форматах сетевого взаимодействия стал рост квалификации педагогов. Продолжается переработка программ, педагогами разрабатываются дополнительные элементы учебно-методических комплексов, в том числе, авторские учебные пособия.
Общим показателем качества образования для МУ ДО «Малая академия» является доля победителей и призёров, получающих дополнительное образование в учреждении, среди всех краснодарцев — результативных участников всероссийской олимпиады школьников. Высокие результаты достигнуты и по другим показателям качества образования: участию в «уровневых» олимпиадах, «перечневых» мероприятиях, в краевой конференции «Эврика».
Активная работа в статусе МСИП позволила МУ ДО «Малая академия» победить в конкурсе «Лучшее учреждение дополнительного образования по итогам 2018/19 учебного года», в рамках которого оценивался в том числе, опыт реализации инновационных проектов, современных образовательных программ, внедрения новых образовательных технологий.
С некоторой долей вероятности к эффектам деятельности МСИП можно отнести рост числа участников городской конференции «Эврика» и увеличение количества участников школьного этапа всероссийской олимпиады школьников.
В ходе реализации проекта МСИП были переосмыслены направления развития учреждения, определены приоритеты на ближайшее будущее.
Информация о мероприятиях МСИП собрана в разделе «Инновации». Приглашаем образовательные организации к сотрудничеству в формате инновационной сети!
Алексей Александрович Оробец,
директор МУ ДО «Малая академия»
Дополнительно:
- прочитать, обсудить и прокомментировать материалы о мероприятиях МСИП МУ ДО «Малая академия» можно на сайте «КНМЦ: инновационная инфраструктура» по соответствующему тегу;
- информация о мероприятиях муниципальной сетевой инновационной площадки размещена на соответствующей странице нашего сайта.