Хорошо, если удаётся изучать живую природу в природных условиях! Но сейчас, когда воспитанники первого года обучения объединения «Горизонты биологии» «Малой академии» под руководством наставника Андрея Валерьевича Тальянского знакомятся на учебных занятиях с особенностями обитателей сезонных лесов умеренных широт, это сделать не так-то просто. Настоящий лес спит, да и холодно в эти февральские дни гулять по лесу.
Замечательно, что в нашем городе есть место, куда можно отправиться ради этой цели! В Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике им. Е. Д. Фелицына есть прекрасный зал в отделе природы с постоянно действующей выставкой «Природа и экология Кубани», в которой экспонаты и чучела лесных животных занимают немалую часть. Но, главное то, что у нас есть непревзойдённые знатоки живой природы и блестящие рассказчики о ней – в лице заведующего отделом природы музея Чушкина Андрея Эдуардовича.
Очередная встреча с музеем и лично с ним, состоявшаяся 9 февраля 2025 г., прошла с большим успехом. Уже стало привычным, что к нашим экскурсиям присоединились будущие воспитанники «Малой академии» – младшие братья и сёстры учащихся, а также их родители; некоторые пришли всей семьёй. Что же, просвещение не знает границ. Как и любовь к братьям нашим меньшим, которой пронизаны рассказы А. Э. Чушкина.
Впрочем, это были не просто рассказы о встречах с природой, так сказать, заметки натуралиста, а полноценная лекция об адаптациях лесных жителей, в том числе, и к зимним условиям. Ребята узнали, что медвежата появляются во время зимней спячки медведицы, что олени и косули суровыми зимами особенно нуждаются в пролесках, что белки в наших лесах в отсутствии привычных им по другим территориям запасов кедровых орехов промышляют желудями и каштанами, но не побрезгует и меньшими собратьями-грызунами.
Все с увлечением сравнивали строение когтей на лапах барсуков и лесной куницы, и, вслед за Андреем Эдуардовичем, «бегали» за горными индейками, уларами, и спасали яков, привезённых на Кавказ и испытывавших большие трудности с адаптацией к местным условиям. Учащиеся даже научились отличать след волка от домашней собаки. Мы действительно как будто побывали в настоящем лесу. Зимой! В центре города!
Андрей Валерьевич Тальянский,
педагог дополнительного образования