ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ИНСТРУМЕНТА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»
Направление инновационной деятельности: учитель будущего
Муниципальная инновационная площадка (2020–2023)
Начиная с 2020 года, в связи с глобальными вызовами и в соответствии с целевыми ориентирами развития отечественной системы образования, проблема повышения психологической культуры педагогических работников приобрела особую актуальность. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и профессиональных стандартах педагогических работников установлены высокие требования к профессионализму педагогов и уровню их психологической подготовки. С каждым годом всё большее количество педагогических работников сталкивается с проблемой приобретения знаний, умений и навыков психологического характера, позволяющих осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне.
Именно поэтому в МУ ДО «Малая академия» в 2020 году был разработан проект «Развитие психологической культуры как инструмента повышения профессионализма педагогических работников» (PDF).
Целью предлагаемого инновационного проекта является разработка и реализация содержания, форм и методов развития психологической культуры как инструмента повышения профессионализма педагогических работников.
Для достижения цели инновационного проекта было запланировано решение следующих задач:
— изучить теоретико-прикладные аспекты проблемы развития психологической культуры педагогов и повышения профессионализма и обосновать сущность, структуру и критерии психологической культуры педагога как инструмента повышения профессионализма;
— уточнить условия, формы и методы развития психологической культуры педагогов как инструмента повышения профессионализма;
— осуществить поиск и отбор лучших практик по развитию психологической культуры педагогов;
— разработать содержание, формы и методы развития психологической культуры педагогов;
— апробировать и внедрить формы и методы развития психологической культуры педагогов, обеспечивающие повышение профессионализма;
— сформировать единую информационно-методическую базу по всем аспектам развития психологической культуры как инструмента повышения профессионализма;
— разработать и внедрить критерии, показатели и технологии оценки результативности системы развития психологической культуры педагогов;
— разработать, апробировать и внедрить формы, модели и механизмы сетевого взаимодействия, социального партнёрства в решении задач по формированию психологической культуры педагогов;
— создать систему условий для привлечения внешних экспертов к развитию психологической культуры педагогов;
— описать опыт развития психологической культуры как инструмента повышения профессионализма педагогических работников.
Итоги работы муниципальной инновационной площадки МУ ДО «Малая академия» представлены в отчётах:
- за первый год работы (2020/21 учебный год);
- за второй год работы (2021/22 учебный год);
- за третий год работы (2022/23 учебный год).
В ходе реализации проекта были проведены «Малые педсоветы», целью которых в первую очередь было развитие уровня психологических знаний педагогов по возрастной психологии подросткового возраста, работы с одарёнными детьми, основ конфликтологии.
Материалы «Малого педсовета»:
Профессиональные ценностные ориентации
Практикум «Педагогическая креативность»
Эмоциональный интеллект: секреты развития
Я-концепция: в согласии с собой
Секреты развития рефлексивных навыков
Мотивация профессиональной деятельности
Данные мероприятия отличались активным вовлечением участников в анализ проблемы и обсуждение темы благодаря применению кейс-технологии и развитию умения применять полученные знания на практике. Подготовлен соответствующий сборник кейсов (PDF).
Также была проведена серия тренинговых занятий, направленных на развитие коммуникативных умений и эмоционального интеллекта педагогов. Упражнения, игры и задания, которые можно использовать в подобных тренингах, собраны в подборку для занятий с педагогами (PDF).
Психологической службой МУ ДО «Малая академия» подготовлена подборка книг, направленных на развитие психологической культуры педагогов (PDF).
На основе опыта реализации проекта муниципальной инновационной площадки были проведены конференции и подготовлены сборники тезисов:
«Формирование психологической культуры педагогов в контексте развития функциональной грамотности учащихся» — 28 апреля 2022 года, по итогам второго года реализации проекта (PDF)
«Новое качество образования: психологизация, индивидуализация, технологизация» — 26 апреля 2023 года, по итогам третьего года реализации проекта, совместно с Краснодарским президентским кадетским училищем (PDF)
На основании полученных результатов в ходе работы учреждения в рамках инновационной муниципальной площадки подготовлен проект «Технологии сопровождения развития психологической культуры как инструмента повышения профессионализма педагогических работников» (PDF), представленный на краевом образовательном конкурсе «Инновационный поиск» в 2021 году.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Приказ департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар от 01.11.2022 № 2375 «О присвоении и подтверждении статуса инновационных площадок по итогам XXI конкурса инновационных проектов и отчётов образовательных организаций муниципального образования город Краснодара 2022-2023 учебном году» (PDF)