Краевая инновационная площадка (КИП)

 

В декабре 2014 года МУ ДО «Малая академия» был присвоен статус краевой инновационной площадки по теме: «Становление через заботу. Модель педагогической системы развития детей через педагогизацию образовательного пространства и уклада в условиях межшкольного научно-исследовательского Центра». Научное руководство проектом осуществляли доктор педагогических наук, профессор Кубанского государственного университета А. А. Остапенко и доктор социологических наук, профессор Кубанского государственного университета, ведущий научный сотрудник Института социологии Российской академии наук Т. А. Хагуров.

 

Цель проекта состояла в разработке и апробации инновационной интегрированной педагогической системы сетевого взаимодействия образовательных организаций основного, дополнительного и высшего профессионального образования на основе создания межшкольного научно-исследовательского центра с особым укладом взаимодействия детей и взрослых, основанным на устойчивых связях взаимной заботы и даяния через педагогизацию всего образовательного пространства.

 

Это, по замыслу разработчиков, позволит обеспечить преемственность индивидуальных образовательных и профессиональных траекторий интеллектуально и педагогически одарённых учащихся, а также предоставит детям возможность проявлять педагогические способности и склонности.

 

В результате работы коллектива МУ ДО «Малая академия» над проектом был создан ряд значимых инновационных продуктов. Апробирована интегрированная педагогическая система сетевого взаимодействия на основе межшкольного научно-исследовательского Центра. Усовершенствована и откорректирована модель сопряжённой педагогической системы сетевого взаимодействия на основе межшкольного научно-исследовательского Центра (далее — МНИЦ) с учётом опыта практической реализации проекта.

 

В обновлённой модели особое внимание уделяется обеспечению взаимодействия МНИЦ на трёх уровнях: а) внутреннее, б) внешнее и в) дистанционное.

 

Внутреннее сетевое взаимодействие осуществляется между разновозрастными детскими объединениями (РВО) внутри МНИЦ.

 

Внешнее сетевое взаимодействие предполагает два вида взаимоинтересного сотрудничества.

 

Первый вид — это взаимовыгодные договорные отношения с классическим университетом (в нашем случае с Кубанским государственным университетом), смысл которых состоит в том, что университет осуществляет научно-методическую работу с педагогами и РВО МНИЦ, а МНИЦ осуществляет профориентационную работу среди выпускников в пользу сотрудничающего классического университета.

 

Второй вид — это взаимовыгодные сетевые отношения с Краснодарскими средними профессиональными учреждениями искусств (музыкальный колледж, художественное училище).

 

МНИЦ, со своей стороны, может осуществлять вечернюю подготовку выпускников колледжа и училища к успешной сдаче Единого государственного экзамена, необходимого для поступления в высшие учреждения искусств, организует совместную научно-исследовательскую деятельность. Средние профессиональные учреждения искусств, со своей стороны, обеспечивают создание в МНИЦ высокого уровня эстетического компонента единого педагогического уклада.

 

Дистанционное сетевое взаимодействие с широко известными общественными детскими общественными организациями обеспечивает МНИЦ возможность участия выпускников в крупных научных конференциях и конкурсах.

 

В рамках инновационной деятельности проведена работа по созданию условий для получения качественного углублённого образования в рамках МНИЦ:


— укрепление материальной базы учреждения,
— привлечение к работе в МНИЦ высококвалифицированных специалистов,
внесение изменений в дополнительные общеразвивающие программы, используемые в МНИЦ (усиление методологической составляющей, расширение тематического блока, посвященного основам исследовательской деятельности, обучение методам исследования),
— внесение изменений в систему организации занятий (минимизация репродуктивных (по образцу) методов обучения, преобладание модельных и контекстных методов, доминирование самостоятельных форм учебной деятельности, взаимообучение учащихся),
— совершенствование профессионального мастерства педагогов, обучающие семинары для педагогов МНИЦ,
— индивидуальные консультации и групповые тренинги для учащихся- «наставников»,
— совершенствование системы духовно-нравственного, патриотического воспитания учащихся,
— разработка системы просветительской деятельности, направленной на всестороннее развитие учащихся (цикл просветительских мероприятий художественно-эстетической, краеведческой направленности),
— организация различных видов деятельности, направленных на формирование и развитие лидерских качеств учащихся, умения работать в команде, выявление и развитие педагогических способностей учащихся,
— ряд мероприятий, направленных на укрепление традиций и сложившегося уклада.

 

Описаны формы организации образовательного процесса, направленные на выявление и развитие детской одарённости.

 

Апробирована и усовершенствована модель педагогического уклада, основанного на устойчивых связях заботы и даяния:
1) создание разноуровневой и разновозрастной педагогической среды;
2) создание условий, в которых каждый учащийся хоть в чём-то (индивидуальном, близком ему) был дающим (помогающим) своему товарищу;
3) создание максимально многообразных педагогических ситуаций, в которых каждый учащийся может осуществить свою внутреннюю потребность даяния и ощутить взаимоотдачу;
4) организация апробации модели педагогического уклада в четырёх направлениях:
— занятия в течение года в разновозрастных объединениях МНИЦ (контингент обучающихся: а) интеллектуально одарённые школьники, имеющие педагогические наклонности и желание связать свою жизнь с педагогической деятельностью; б) интеллектуально одарённые школьники, не имеющие педагогических наклонностей; в) школьники с «неочевидными» способностями, но с выраженной познавательной мотивацией, в том числе — дети с ограниченными возможностями здоровья, а также дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации),
— занятия в летних временных разновозрастных объединениях, выстроенных на основе межвозрастного взаимодействия детей и взрослых в учёбе, труде, досуге: выездных (летний профильный лагерь «АЛИР», археологическая экспедиция, эколого-биологическая экспедиция), городских (летние профильные школы),
— подготовка и участие группы учащихся в интеллектуальных состязаниях: выездных (международные и всероссийские конференции, фестивали, конкурсы), городских (городские, краевые конференции, конкурсы, а также конференции ЮФО, проходящие в городе Краснодаре),
— подготовка и участие группы учащихся в патриотических акциях, экскурсиях, праздниках и других мероприятиях, организуемых в рамках Межшкольного учебно-исследовательского центра.

 

Описаны формы взаимообучения и взаимопомощи учащихся в каждом из указанных направлений деятельности.

 

В рамках Межшкольного научно-исследовательского центра апробирована инновационная модель сопряжённой педагогической системы одновременного развития педагогических и творческих способностей одарённых учащихся и социализации детей с ограниченными образовательными возможностями (детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации). Это расширяет возможности использования модели МНИЦ применительно к разнообразным условиям, что позволит данной модели стать более востребованной.

 

За период инновационной деятельности количество воспитанников Центра — участников научных конференций выросло в два раза; количество победителей и призёров конференций различного уровня составило 178 человек за год.

 

Учреждение отмечено званиями Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России»: «Лидер инновационного образования», «Лучшее учреждение года», «Сто лучших образовательных учреждений России», «Лауреат Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».

 

С целью трансляции опыта инновационной работы педагоги МУ ДО «Малая академия» приняли участие в международных и Всероссийских педагогических конкурсах и конференциях (в том числе — сетевых и дистанционных) в Москве, Санкт-Петербурге, Чебоксарах, Обнинске, Ярославле и других городах, опубликовали в различных, в том числе сетевых изданиях статьи с обобщением опыта своей работы.

 

За период с февраля 2017 по январь 2018 года опыт работы в рамках КИП представлен на конференциях, в публикациях и конкурсных материалах.

 

Обобщение опыта реализации инновационного проекта (III этап)

 

Конференции, в том числе дистанционные

1 2

Публикации в сетевых изданиях

4 3

Конкурсы с публикацией в сетевых изданиях

5  

 

Диссеминация опыта педагогов в рамках инновационного проект

 

Вложение
ЗАЯВКА на участие в форуме образовательных организаций Краснодарского края «Инновационный поиск»
Инновационный проект МБОУ ДОД ЦДОД «Малая академия» г.Краснодара СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕРЕЗ ЗАБОТУ» Модель педагогической системы развития детей через педагогизацию образовательного пространства и уклада в условиях межшкольного научно-исследовательского Центра»
Отчет по инновационному проекту "СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕРЕЗ ЗАБОТУ. Модель педагогической системы развития детей через педагогизацию образовательного пространства и уклада в условиях межшкольного научно-исследовательского Центра."
Паспорт образовательной организации
Публикации материалов по инновационному проекту
Итоговый отчёт КИП МУ ДО «Малая академия» (2014-2017)
Инновационный продукт: Модель педагогического уклада
Инновационный продукт: Откорректированная модель сопряженной педагогической системы сетевого взаимодействия
Инновационный продукт: Циклограмма МНИЦ
Опыт работы КИП на конкурсах и конференциях, в сетевых изданиях (2017-2018)
Опыт работы педагогов, представленный в публикациях (2017-2018)
Опыт работы педагогов, представленный на конкурсах и конференциях (2017-2018)
Участие педагогов в конкурсах и педагогических олимпиадах (2017-2018)