Направление инновационной деятельности: учитель будущего
В настоящее время проблема повышения психологической культуры педагогических работников приобретает особую актуальность, обусловленную федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и профессиональными стандартами педагогических работников, определяющими повышение требований к профессионализму педагогов и уровню их психологической подготовки. С каждым годом все большее количество педагогических работников сталкивается с проблемой приобретения знаний, умений и навыков психологического характера, позволяющих осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне.
Тема проекта: «Развитие психологической культуры как инструмента повышения профессионализма педагогических работников».
Целью предлагаемого инновационного проекта является разработка и реализация содержания, форм и методов развития психологической культуры как инструмента повышения профессионализма педагогических работников.
Для достижения цели инновационного проекта необходимо решить следующие задачи:
‒ изучить теоретико-прикладные аспекты проблемы развития психологической культуры педагогов и повышения профессионализма и обосновать сущность, структуру и критерии психологической культуры педагога как инструмента повышения профессионализма;
‒ уточнить условия, формы и методы развития психологической культуры педагогов как инструмента повышения профессионализма;
‒ осуществить поиск и отбор лучших практик по развитию психологической культуры педагогов;
‒ разработать содержание, формы и методы развития психологической культуры педагогов;
‒ апробировать и внедрить формы и методы развития психологической культуры педагогов, обеспечивающие повышение профессионализма;
‒ сформировать единую информационно-методическую базу по всем аспектам развития психологической культуры как инструмента повышения профессионализма;
‒ разработать и внедрить критерии, показатели и технологии оценки результативности системы развития психологической культуры педагогов;
‒ разработать, апробировать и внедрить формы, модели и механизмы сетевого взаимодействия, социального партнерства в решении задач по формированию психологической культуры педагогов;
‒ создать систему условий для привлечения внешних экспертов к развитию психологической культуры педагогов;
‒ описать опыт развития психологической культуры как инструмента повышения профессионализма педагогических работников.
На данный момент МУ ДО «Малая академия» работает в статусе инновационной муниципальной площадки второй год. С результатами работы первого года можно ознакомиться в отчете.
В ходе реализации проекта были проведены «Малые педсоветы», целью которых в первую очередь было развитие уровня психологических знаний педагогов по возрастной психологии подросткового возраста, работы с одаренными детьми, основ конфликтологии.
Материалы «Малого педсовета»:
Особенности социальной ситуации и биологического развития в подростковом возрасте
Взаимоотношения подростков – взрослый. Причины конфликтов
Особенности учебной деятельности подростка и его интеллектуальное развитие
Учебная мотивация в подростковом возрасте
Поведение педагога в конфликтах
Одаренные дети: что с ними делать педагогу
Данные мероприятия отличались активным вовлечением участников в обсуждение темы посредством развития умения применять полученные знания на практике через решение кейсов в ходе практикумов.
Также была проведена серия тренинговых занятий, направленный на развитие коммуникативных умений педагогов. Упражнения, игры и задания, которые можно использовать в подобных тренингах, собраны в подборку для занятий с педагогами, а элементы теории, подготовленной для занятий, можно найти здесь.
Психологической службой МУ ДО «Малая академия» так же подготовлена подборка книг, направленных на развитие психологической культуры педагогов.
На основании полученных результатов в ходе работы Учреждения в рамках инновационной муниципальной площадки подготовлен проект на тему «Технологии сопровождения развития психологической культуры как инструмента повышения профессионализма педагогических работников» для участия в краевом образовательном конкурсе "Инновационный поиск" в 2021 году.