22 августа в «Малой академии» завершила работу «Летняя исследовательская школа». За неделю воспитанники прослушали девять лекций, приняли участие в двух викторинах, отметили 175-летие Русского географического общества, поучаствовали в дискуссии на тему «Пластик — угроза для окружающей среды», представили результаты собственных исследований.
Наставниками летней школы выступили учёные, научно-педагогические работники, общественные деятели, а организовали и провели мероприятие педагоги «Малой академии».
«Летняя исследовательская школа» открылась лекцией экологов Елены и Ольги Мироненко «Пластик и микропластик в окружающей среде и в нас», посвящённой масштабам загрязнения планеты пластиком различного размера. Конечно же, после лекции никто не откажется от использования пластика в быту, но может быть кто-то сможет уменьшить количество пластиковых отходов. Продолжением стала дискуссии на тему «Пластик — угроза для окружающей среды», которую организовал педагог дополнительного образования Андрей Валерьевич Тальянский.
Во вторник, 18 августа, участники Школы отметили День географа и 175-летие РГО. Образовательная программа началась с лекции «Инновации в морской аквакультуре», которую прочитал руководитель комиссии проблем Чёрного и Азовского морей Краснодарского регионального отделения РГО, помощник генерального директора нефтяной компании «Приазовнефть», профессор, доктор биологических наук Борис Дмитриевич Елецкий. Из лекции ребята узнали много нового о технологиях разведения и выращивания мидий в Чёрном и Азовском морях. Борис Дмитриевич рассказал об экологической важности двустворчатых моллюсков, так как они, во-первых, являются природными фильтрами и очищают морскую воду, а во-вторых являются индикаторами загрязнения, поскольку не обитают в загрязнённой тяжёлыми металлами и нефтепродуктами морской воде.
После перерыва участникам Школы была представлена лекция «РГО — 175 лет!». В ходе лекции ребята узнали об истории возникновения Географического общества в России, о развитии этой организации, а также о выдающихся исследователях и путешественниках, чьи имена увековечены на карте мира. В конце лекции к аудитории подключился директор МУ ДО «Малая академия», член Совета Краснодарского регионального отделения Русского географического общества Алексей Александрович Оробец, который провёл прямую трансляцию церемонии открытия памятного знака «45 параллель», установленного в Краснодаре в районе улицы Индустриальной в ознаменование 175-летия Русского географического общества.
Также к учащимся и педагогам «Малой академии» — активистам Молодёжного клуба РГО, участникам экспедиций обратился с наилучшими пожеланиями член Совета Краснодарского регионального отделения Русского географического общества Александр Анатольевич Самойленко. Завершился День географа онлайн-викториной.
19 августа методист отдела экологического просвещения государственного заповедника «Утриш» Алла Евгеньевна Письменная познакомила ребят с уникальной для России особо охраняемой территорией. Из лекции «Заповедник Утриш — „Русское средиземноморье“» воспитанники «Малой академии» смогли узнать о видах растений (можжевельники, фисташка туполистая) и животных (черепаха Никольского, змееяд), охраняемых законом. Лекция Аллы Евгеньевны была дополнена загадками о животных, вопросами, обращёнными к ребятам, благодаря чему встреча с экологом прошла на одном дыхании.
Вторая половина рабочего дня Школы была посвящена теме «Экспедиционная деятельность школьников». На занятии были рассмотрены цели, задачи, которые стоят перед школьниками — участниками экспедиций. Особое внимание было обращено на камеральный этап, когда собранный материал необходимо обработать и написать учебно-исследовательскую работу.
Теоретический блок в четверг открыла лекция педагога дополнительного образования «Малой академии», аспиранта КубГУ Татьяны Артемовны Червонной «Основы и принципы построения экспериментальных исследований на примере экологического мониторинга окружающей среды». Участники Школы получили много новой, интересной и актуальной информации, и поэтому они на протяжении всей лекции через чат задавали вопросы и просили объяснить некоторые термины. Как углеводороды становятся «ароматическими» и «полициклическими», в чём опасность диоксинов, чем экотоксиканты отличаются от суперэкотоксикантов, как устроен и где встречается бензапирен и почему не стоит есть копчёные шпроты — на эти и другие вопросы Татьяна Артемовна дала обстоятельные ответы.
После перерыва ребята прослушали онлайн-лекцию «Растения тоже болеют». Старший научный сотрудник ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт биологической защиты растений» Наталья Сергеевна Томашевич рассказала о тех многочисленных вредителях сельскохозяйственных растений, с которыми борется их институт. Наталья Сергеевна объяснила, что все химические вещества, которые используют в растениеводстве против вредителей, делят на три большие группы: инсектициды, гербициды и фунгициды. Также ребята узнали о том, что учёные используют против насекомых и их личинок других насекомых. Примером может служить трихограмма, которую применяют при биологической борьбе с луговым и кукурузным мотыльками, яблонной плодожоркой, капустной белянкой. А ещё Наталья Сергеевна пригласила ребят к участию во взрослой исследовательской работе, которую ведут сотрудники ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт биологической защиты растений».
В предпоследний день «Летней исследовательской школы» педагоги «Малой академии» Светлана Алексеевна Гробовая и Наталья Андреевна Мильман провели для ребят викторину, вопросы которой были составлены по материалам лекций. Участников викторины разделили на три возрастных группы. По результатам проверки были выявлены три победителя в каждой группе: среди учащихся 5–7 классов первое место заняла Дина Голуб, в 8–9 классах лучшим стал Кирилл Лифенко, а в группе старшеклассников (10–11 классы) победил Фёдор Сидоренко. Поздравляем ребят и желаем дальнейших успехов на пути познания.
После перерыва школьники смогли соприкоснуться с не совсем обычными животными и растениями — окаменевшими. Онлайн-лекцию «Палеонтологические исследования микрофауны» прочитала кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры региональной и морской геологии Кубанского госуниверситета Татьяна Николаевна Пинчук. Из лекции воспитанники «Малой академии» смогли узнать о способах извлечения окаменелостей и изучении полученных образцов под микроскопом. На территории Краснодарского края вряд ли удастся найти динозавров, но микрофауна не менее интересна и её изучение носит практический характер, так как по тем или иным видам можно предсказать наличие или отсутствие нефти и газа. Ребят заинтересовала такая возможность, а одна из участниц Школы решила заняться изучением остракод Карасунов.
Надо отметить, что ребята добросовестно подходили к заданиям, которые получали от старших наставников. Ребята выполнили небольшое исследование по учёту мусора в разных частях города и имели возможность выступить перед аудиторией с сообщениями по своим наблюдениям. Одну из лучших работ выполнила Дина Голуб (5 класс), которая изучила мусор в лесополосе вблизи своего жилого района. Дина очень подробно описала виды свалок (санкционированные и не санкционированные), провела подсчёт мусора, разделив его на стекло, пластик, бумагу, органические отходы, а кроме того подсчитала количество мест, в которых разводили костёр. В конце доклада Татьяна Николаевна посоветовала написать письмо в администрацию города и приложить к нему презентацию.
В субботу, 22 августа, участники «Летней исследовательской школы» собрались в рамках проекта в последний раз. В этот день с интересной и очень полезной лекцией «Библиография по биологии» выступил Андрей Николаевич Криштопа, заместитель начальника Краснодарского президентского кадетского училища по инновационным образовательным технологиям. Выбрать по-настоящему ценный источник информации для изучения биологии и своей исследовательской работы с первого раза не получается даже у опытных исследователей, особенно внимательным нужно быть при обращении к интернет-ресурсам. В частности всем школьникам были рекомендованы официальные сайты МГУ, СпбГУ, КубГУ, музея Дарвина, Зоологического музея.
После перерыва для ребят прочитала лекцию «Учебный проект как средство активизации учебной деятельности учащихся» Наталья Алексеевна Пикалова, кандидат биологических наук, доцент кафедры геоэкологии и природопользования Института географии, геологии, туризма и сервиса Кубанского государственного университета. Наталья Алексеевна очень подробно рассказала о том, как написать хорошую учебно-исследовательскую работу, кроме того всем слушателям была обещана поддержка и консультации на кафедре по проектам экологической тематики.
В завершении «Летней исследовательской школы» выступила педагог дополнительного образования Светлана Алексеевна Гробовая. Она выразила глубокую уверенность, что ребята, которые прослушали лекции самой разной направленности, смогут выбрать для себя интересную отрасль знаний и написать учебно-исследовательскую работу. Также к ребятам обратился директор МУ ДО «Малая академия» Алексей Александрович Оробец, который поблагодарил приглашённых лекторов и педагогов «Малой академии», принявших участие в проекте, и пожелал ребятам дальнейшего всестороннего развития.
После проведения «Летней исследовательской школы» поступили отзывы ребят о прошедших лекциях.
«„Пластик и микропластик в окружающей среде — и в нас“, „Палеонтологические исследования микрофауны“ — эти лекции понравились потому, что из этих лекций я узнал много нового и интересного, к примеру, как выделяется микрофауна из пород разной степени твёрдости» — Ярослав Дьяченко.
«Этим непростым летом 2020 года нам посчастливилось стать участниками „Летней исследовательской школы“ в „Малой академии“. Занятия в школе проходили в дистанционном формате, но благодаря мастерству преподавателей и интересным темам лекций, преграда в виде экрана ноутбука была стёрта. Сначала мы ужаснулись огромному количеству пластиковых отходов, которыми захлебнулась наша планета. Потом вместе со всей страной поздравили с днём рожденья Русское географическое общество. Дальше было ощущение полного погружения в воды Чёрного моря и знакомство с двустворчатыми моллюсками. Близ посёлка Большой Утриш, взявшись за руки, мы обхватывали Большой можжевельник, пытаясь определить его возраст. На заповедных территориях произошла встреча с черепашкой Никольского. Мы познакомились с болезнями растений и мероприятиями по их недопущению. Очень полезным оказался материал по библиографии и по написанию исследовательской работы. У меня возникло огромное желание вместе с большой и дружной семьёй „Малой академии“ побывать в экспедициях, заняться исследовательской деятельностью и просто дружить и радоваться жизни на нашей красивой и богатой животными и растениями планете. Спасибо всем преподавателям за огромный багаж знаний, навыки и опыт, которыми вы так щедро делились!» — Дина Голуб.
«Мне понравились лекции „Инновации в морской аквакультуре“ и „Заповедник Утриш — Русское средиземноморье“. Первая лекция мне понравилась непосредственно из-за того, что я прочитала замечательную книгу, про флору и фауну в морях и океанах. Эта книга пробудила во мне интерес к данной теме. А вторая лекция мне понравилась потому, что я была в заповеднике Утриш и была там не один раз. Я видела многое, про что рассказывали в лекции. Этот заповедник действительно сказочное место» — Анна Епатко.
«Мне очень понравилась лекция „Пластик и микропластик в окружающей среде — и в нас“. Она была очень интересной и информативной. На этой лекции я узнала новые термины — такие как „пластиковые волокна“ и „микропластик“. Раньше я не так часто задумывалась над этой проблемой, после этой лекции я поняла все масштабы загрязнения окружающей среды, в том числе вод мирового океана. Я считаю, что тема „Пластик и микро пластик в окружающей среде — и в нас“ будет актуальна ещё долгое время» — Анна Петухова.
«Все лекции были интересными и запоминающимися. Лекция по химии была немного непонятной, так как в школе ещё не изучали по ней ничего. Самыми полезными для меня были про микропластик, по аммонитам и про Утриш, наверное. А так все понравились» — Лина Ковелина.
Все участники «Летней исследовательской школы» продолжат обучение в объединениях «Малой академии», и всем им ещё предстоит открыть для себя много нового и интересного.
Дмитрий Мстиславович Камкин,
педагог дополнительного образования,
руководитель Молодёжного клуба РГО