На занятие — в музей

Чему можно научиться в музее? Любой юный исследователь должен быть наблюдательным. Наблюдение составляет основу научного метода и наряду с экспериментом является источником данных для последующих умозаключений и выводов.

 

С этого тезиса и начинают свой путь в биологии новые учащиеся объединения «Горизонты биологии». С первых занятий они учатся замечать особенности живых существ, определяющих их специфику, выделять существенные черты, позволяющие отличать их друг от друга, фиксировать свои наблюдения в описаниях, выраженных в том числе, в форме биологического рисунка.

 

Одним из исторических способов фиксации наблюдений в биологии является таксидермия — изготовление реалистичных объёмных изображений животных, основой для которых являются их шкуры. Сейчас таксидермические изделия в большей степени предназначены для музейных и охотничьих экспозиций, однако по-прежнему имеют высокую образовательную ценность, поскольку позволяют представить во всех деталях облик дикого животного для внимательного наблюдения и анализа.

 

Именно для этого учащиеся объединения «Горизонты биологии» 20 октября 2021 года посетили Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е. Д. Фелицына, где проходит замечательная выставка «Таксидермия как искусство».

 

Заведующий отделом природы музея Андрей Эдуардович Чушкин рассказал им об истории и основных техниках таксидермии, провёл экскурсию по выставке и прочитал лекцию на тему «Особенности поведения животных, отражающихся в таксидермических изделиях и биологическом рисунке».

 

Всё это вызвало живой отклик и множество вопросов у ребят, а потом плавно переросло в запланированное в стенах музея учебное практическое занятие по развитию навыков наблюдения «Основы техники биологического рисунка». Разумеется, за то короткое время, пока учащиеся делали наброски с представленных на выставке таксидермических изделий, научиться рисовать невозможно. Это долгий труд, требующий большого старания и терпения. Однако первый шаг в этом направлении был сделан — при большом воодушевлении и стремлении достигнуть совершенства.

 

 

Андрей Валерьевич Тальянский,
педагог дополнительного образования